История Уралаза.30. 11. 1941 г. Государственный Комитет Обороны выдает один заказ на установку автомобилей и фундаментов.
Зимой 1941 года они были эвакуированы на московский автозавод имени ИБ. Сталина собирали в экстремальных погодных условиях. В это же время был построен производственный корпус: в марте 1942 года начала работать первая заводская лаборатория, а в апреле были собраны первые двигатели и коробки передач.
По решению Государственного Комитета Обороны от 14.02.1943 года завод был реорганизован в автозавод. Первые уральские автомобили «ЗИС-5В» вышли из конвейера 8. 07. 1944 года.
У машин были деревянные кабины и приваренные изогнутые крылья. 20. 07. 1944 г. первая партия машин была отправлена на фронт, а 30. 09. 1944 г. в фильме участвовало 1000 машин. В течение года после выпуска первой партии автомобилей коллектив завода отправил на фронт и в народное хозяйство 6800 автомобилей. Во время войны они были оснащены знаменитым «нисходящим потоком».
В 1946 году из-за нехватки жидкого топлива завод собрал ‘ЗИС-21А’ с газогенераторным двигателем.
После войны конструкция автомобиля «Урал» была усовершенствована, и были выпущены новые модели: «ЗИС-50», «Урал-ЗИС-352» и «Урал-ЗИС-355».
В 1954 и 1955 годах автозавод «Урал» был награжден медалью ВДНХ СССР.
В 1958 году он освоил конструкторское производство двухколесного грузовика «Урал-Зис-355м». При этом он имел грузоподъемность 3,5 тонны, двигатель мощностью 95 л.с. и современную кабину.
В 1961 году началось производство автомобиля ‘Урал-375’ по трем партиям для освоения малонаселенных районов. За разработку конструкции и внедрение в производство этого автомобиля Уральский автомобильный завод был награжден дипломом ВДНХ СССР.
В 1962 году Уральский автомобильный завод имени И. В. Сталина (Уралец), названный в честь И. Б. Сталина, был переименован в Уральский автомобильный завод (Уралаз).
Разработанный в 1964 году автомобиль «Урал-375Д» был удостоен золотой медали и первого диплома на Лейпцигской международной выставке в 1969 году; в 1972 году грузовику была присвоена высшая категория качества, а в 1975 году — государственный знак качества. Автомобиль имел грузоподъемность 5 тонн и бензиновый двигатель мощностью 190 л.с.
В 1965 году двухколесные машины были сняты с производства и встал вопрос о замене старых носителей. В конце года был организован безостановочный переход на принципиально новую конструкцию автомобилей ‘Урал-375’, без снижения скорости и объема производства. С новыми грузовиками Уральский автомобильный завод вышел на международный рынок. Первая партия была отправлена в Монголию, затем две партии в Народную Республику Германия.
В январе 1970 года главный выставочный комитет ВДНХ СССР присудил Уральскому автомобильному заводу проект Урал-375У (высокая конверсия для тропических конвенций) для эксплуатации в северных штатах).
В 1976 году на базе Уральского автомобильного завода было создано производственное объединение «Уральский грузовик». Помимо головного предприятия, в него вошли Кузнечная Серебинская консерватория, Серебинский завод тракторных машин и Посевнинский завод запасных частей.
В 1977 году автомобильный завод «Урал» начал выпуск новой (базовой) модели семейства «Урал-4320» с восьмицилиндровым дизельным двигателем. Грузоподъемность автомобилей составляла 5,5 тонн. Расход топлива снизился на 30%, а средняя скорость возросла на 10 км/ч. В 1983 году «Урал-4320» и его модификации получили Знак качества страны.
На базе ‘УРАЛ-4320’ было разработано несколько модификаций: ‘УРАЛ-4320’ со вспомогательным ‘УРАЛ-43202’ грузоподъемностью 7 тонн буксировал смешанную массу 15 тонн при половинной нагрузке; в 1978 году лаборатория подготовила оригинальный прототип ‘УРАЛ-6002’ для лесовозных прицепов. В начале 1979 года появился прототип автомобиля УРАЛ-43201 для использования в условиях Крайнего Севера. В нем использовались шины завода ОМСК, пригодные для эксплуатации при ветре 60 градусов.
В конце 1976 года был построен первый опытный образец снегохода Урал-5920; в 1981 году была построена первая партия автомобилей из 8 частей для Министерства нефти.
В 1980-х годах был разработан и представлен сельскохозяйственный автомобиль «Урал-5557». Специальный транспортно-технический грузовик мог работать при температуре от +40º д о-45º. Высокая проходимость и полностью адаптированные передаточные отношения позволяли ему двигаться синхронно с различными видами сельскохозяйственного оборудования. Урал-5557″ успешно функционировал в составе автопоезда и был высокопроизводительным благодаря высокой скорости (70 км/ч) и большой грузоподъемности (14 тонн). Гусеничная рама использовалась в качестве базы для установки различных кузовов и специального оборудования. Грузовики были оснащены новыми системами вентиляции и отопления, разгрузочными платформами с обеих сторон и автоматическими дистанционными подрывными бортами.Мелкосерийное производство «Урал-5557» началось в 1983 году.
В 1989 году был выпущен первый «Урал-5323» с одной кабиной «Камаз».
В 1991 году началось производство лесовоза «Урал-43204».
В 1993 году совместно с итальянскими компаниями Iveco и группой «Газпром» было создано совместное предприятие, с апреля 1994 года началось производство первого одобренного автомобиля Iveco-oulaz-330-30 ANW.
В 1993 году началось производство вахтовых автобусов НЗАС-42112, перевозящих вахтовые группы по всем видам дорог и местностей на рамах автомобилей «Урал».
В 1994 году были выпущены новые автомобили Урал-55571 с нагрузкой 7 тонн, пригодные для задней разгрузки и перевозки сыпучих грузов по всем видам дорог.
В 1995 году была выпущена двухосная модель Урал-43206 с колесной формулой 4х4 и грузоподъемностью до 5 тонн, смена НЗАС-42116, Урал-43206 с колесной формулой 4х4 и грузоподъемностью до 5 тонн. Ural Trucks выпускает различные модели спецтехники для пожарной части АЦП-40-6/3, автокраны, Урал-4320-1911, обширную базу, Урал-4420 различные модели грузовиков.
В 1992 году грузовик Урал-4322 принял участие в супермарафоне и успешно финишировал в ралли Париж-Москва-Пессин.
Зимой 1994 года грузовики «Урал-ААЗ» приняли участие в большом ралли Лондон-Нью-Йорк. ‘Грузовик «Урал» без единого повреждения провел караван Ford через Сибирь, холодный Поло, Якутию и заснеженное бездорожье к парому Белготио.
Уралаз стал первым автосборочным предприятием в России, получившим сертификат соответствия стандартам серии ISO 9000 на все аспекты деятельности TUV-SERT (Германия) в июле 1995 года.В апреле 1996 года Госстандарт России подтвердил требования ГОСТ Р ИСО-9001-96 и соответствие системе качества «Урал КАР».
В апреле 1999 года повторный аудит, проведенный на заводе грузовых автомобилей Российским комитетом по стандартизации, подтвердил соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО-9001-96 и системы качества «Уралаз».
Экономические реформы и сравнение: отказ от плановой экономики и переход к рыночной — положение завода стало шатким.
Пожар на Камском автомобильном заводе заставил «Уралаз» искать нового поставщика двигателей. Был принят вариант строительства собственного завода двигателей в Кустанае (Казахстан). Несмотря на то, что в его строительство были вложены значительные средства, в результате завод стал доминирующей государственной собственностью в Казахстане.
В 1997 году был создан консорциум Deutz-Rural-Diesel для производства двигателей с лицензией на модель 1015. Однако этот проект не удалось реализовать.
Осенью 1998 года на Уралазе был введен процесс внешнего управления. За короткий период времени команда менеджеров смогла увеличить производство, ликвидировать вторичный рынок автомобилей и перейти к методу планирования производства.
В 1999 году компания начала модернизацию производства. На заводе по сборке автомобилей была открыта итальянская линия подготовки кабин. Гарантийный срок службы продукции был увеличен до 10 лет. В ноябре того же года в литейном цехе была введена в эксплуатацию швейцарская автоматическая линия Georg Fischer для литья высокопрочного чугуна. Ее производительность составляет 2 400 тонн в год. Применена комплексная автоматизированная система управления производством Baan. В конце года введена в эксплуатацию новая лаборатория кузовов, выпускающая 1000 роторных автобусов «Урал-3255» в год; в декабре в производство введена кабина «Урал-532362», изготовленная в итальянском городе Ибуссо; по итогам 1999 года «Уралаз» вошел в число номинантов «Репутация вошел в сотню лучших российских предприятий.
В апреле 2000 года вступила в строй новая единица оборудования — установка газоплазменной резки.
В июне 2000 года автомобильный завод «Урал» стал лидером среди предприятий по производству двигателей по объему реализованной продукции. В рамках реструктуризации был создан дочерний автозавод ‘Урал’, на который перевезены основные площади и оборудование для производства автомобилей; 51% акций ОАО ‘Автозавод’.
В конце 2000 года представители автозавода приняли участие во внедорожном автопробеге «Дорога в XXI век России между Европой и Азией», организованном популярным журналом «ЗА рулем». Внедорожник «Урал-3255» проехал от МИСиС до поселка Калигинский и до Полярного круга.
По результатам ежегодной оценки Австралийский рынок «Ана Дискавери» (ADA) признал Уральский автомобильный завод предприятием 2000 года.
В феврале 2001 года Российский институт испытаний и сертификации вооружения и военной техники (ИНИ) выдал «УРАЛу» Свидетельство о постановке на воинский учет.
В июне 2001 года в сотрудничестве с ОАО «Уралвагонпритер» начато серийное производство автомобилей УРАЛ-44202-31 для перевозки всех дорожных и внедорожных типов гусеничной и колесной техники.
В 2001 году началось строительство автомобилей «Урал» с двигателями, отвечающими международным экологическим стандартам ЕВРО-2, в 2002 году такие автомобили были собраны на автомобильном заводе «Урал».
В августе 2002 года автомобиль «Урал-636142-02 Прайм-мувер» получил главный приз в конкурсе «Лучший внедорожник», организованном коммерческим журналом в рамках 7-й международной выставки «Мотор-шоу 2002».
В сентябре 2002 года спортсмены ‘Урала’ Александр Жмаев, Сергей Петелин, Валерий Нязев и Иван Болотов заняли первое место в общем зачете на международных соревнованиях ‘European Truck Trial’. Это первая победа российской команды на чемпионате Европы.
Специально для армии были разработаны броневые модификации.
Всего за 60 лет своего существования Уральский автомобильный завод выпустил 1281887 автомобилей.
Лит: А. В. Манин. Завод у подножия Ильменя.Екатеринбург, 1991- Газета «Уральский рабочий», 1942-2003- Информационный сайт www. uralaz. ru.
Материал предоставлен МГУ «Культура», МИСиС, 2003. Опубликовано в сокращении.