Седельный тягач БАЗ-6402 с колесной формулой 6х6, входящий в интегрированное семейство двойного назначения «Вощина-1», начал разрабатываться в 1996 году. Тягач был разработан в 1996 году, а первый прототип был представлен в следующем году.
В отличие от всех остальных автомобилей, в этом прототипе использовалась оригинальная рама Z-образного сечения с боковыми элементами толщиной 10 мм без поперечных балок. Боковые элементы представляли собой структурные трубы с литыми опорами, приваренными в дополнение к первой и последней. Боковые элементы были соединены винтами.
Предварительные (заводские) испытания (маршрут 5000 км) показали, что кронштейны боковых элементов имели трещины. При подготовке трактора к приемочным испытаниям конструкция опор боковых членов была усилена для обеспечения работоспособности рамы. Однако эта конструкция не была использована в раме и двигателе. После доработок первый опытный образец БАЗ-6402 был отправлен на государственные испытания в 21-й институт МО.
Второй опытный образец БАЗ-6402 был построен в 2000 году. Он был доработан по результатам испытаний первого опытного образца и с учетом дополнений, внесенных в технические условия в ходе проектно-конструкторских работ. Автомобиль был отправлен в ту же лабораторию 21, где прошел специальные испытания для определения возможности его использования в составе ЗРК С-300П.Как и первый оригинал автомобиля БАЗ-6402, второй оригинал был построен в единственном экземпляре.
В соответствии с требованиями ГАБТУ ВВС и Министерства обороны РФ тягач БАЗ-6402 был интегрирован в тягач и встроен в «фаворит» ТМ С-300ПМУ-2 вместо тягача КРАЗ. Совместно с ОАО «Автодизель» и Тутаевским моторным заводом (ТМЗ) на полутягаче были проведены мероприятия по разработке и освоению серийного производства новой трансмиссии ЯМЗ-2394 модификации пониженной передачи с использованием плохо совмещенных фланцев. В результате были получены следующие результаты. Исключить возможность вредного контакта полуоблегченного автомобиля с раздаточной коробкой при максимальном угле складывания.
БАЗ-6402 прошел приемочные испытания и был принят на вооружение ВС РФ в 2003 году, в том же году началось его серийное производство. В то же время разрешенная полная масса всех типов дорожных и грунтовых полуприцепов была увеличена до 32,7 тонн.
Тягачи БАЗ-6402 используются в составе ЗРК. Например, на нем устанавливаются пусковые установки и транспортные машины для ЗРК С-300 и С-400 «Триумф». Ведутся работы по интеграции тягача в другие средства усиления.
Тягачи оснащены многоцилиндровыми двигателями Ярославского моторного завода (ЯМЗ). Трансмиссия движения — механическая с 9-ступенчатыми коробками передач ЯМЗ-2394 или ЯМЗ-2395 с передачей мощности от вала к колесу; лестница рамного типа с приваренными Z-образными боковыми элементами; на тягаче установлен двигатель ЯМЗ с 9-ступенчатой коробкой передач ЯМЗ-2394 или ЯМЗ-2395. Кабина — металлический каркас закрытого типа с двумя дверями для доступа к люкам экипажа и командира.
Трехосный полный привод, дифференциальное скрещивание мостов, колеса с принудительной блокировкой (соответствующие переключатели расположены на панели приборов), шины с регулируемым давлением воздуха — все это позволяет тягачу БА З-6402 иметь высокую способность движения по всем видам дорог и бездорожью. Подвеска первого моста независимая и имеет скручивающуюся штангу, второй и третий мосты совмещенные, независимые и имеют единый кронштейн на верхнем рычаге без амортизаторов, рессорная подвеска на верхнем рычаге.
Седельный тягач БА З-6402 предназначен для эксплуатации при температуре окружающей среды о т-50 до +50°С, относительной влажности воздуха до 98% при температуре 25°С, содержании влаги в воздухе до 2,0 г/м, высоте над уровнем моря до 4500 м и при прохождении по горным дорогам на высоте до 4650 м над уровнем моря.
Машины приспособлены для транспортировки транспортникам и-2, АН-124 и ИЛ-76. Дополнительное оборудование во всех комплектациях включает специальные комплекты БКСО, светозащитные шторки окон кабины и ФВУА-100А-24.
9 мая 2009 года четыре прицепа ЗРК ТПУ С-400 «Триумф» БАЗ-6402-015 приняли участие в военном параде, посвященном Дню Ники; 23 августа 2009 года автомобили приняли участие в Международной авиационно-космической гостиной, проходившей в Жуковском (Москва). Был представлен на выставке Maks-2009.
Изображения и планы
|