Белорусский автомобильный завод, расположенный в Жодино, Беларусь, специализируется на производстве огромных грузовиков и погрузчиков с конца 1950-х годов.
До недавнего времени он был крупнейшим в мире производителем грузовиков, занимая около 30% мирового рынка. За время работы компании ее техника была поставлена в 82 страны мира.
Белаз — гордость Беларуси. При этом завод не только использовал наследие, доставшееся от Советского Союза, но и проектировал, разрабатывал и создавал новые модели, в том числе гигантский Белаз-75710 весом 450 тонн. 50, 5 тонн.
Белаз-75710 — самый большой реверсивный грузовик в мире.
В целом, белорусские производители имеют самый широкий ассортимент разрушительных грузовиков, от маленькиёх до огромных. Белорусы разрабатывают полностью электрические разрушительные грузовики без беспилотных машин.
Одним словом, они молодцы. Правда.
Но мало кто знает, что многие модели белорусских производителей базируются на важнейших российских компонентах. И это не только какие-то фильтры, поршни и кольца (хотя и они есть), нет, это самые важные и лучшие технологии — двигательные, трансмиссионные, электронные, гидравлические и т.д.
Начнем с того, что сама реверсивная гусеница сделана из российского металла. Это факт, что специальные грузовики изготавливаются из особой высокопрочной стали. Раньше Вераз закупал ее у иностранных производителей, в основном у SSAB, в основном в Швеции. Однако Северсталь и НЛМК создали современное производство высокопрочной сварной горячекатаной стали, которая считается шведской по качеству Hardox и Weldox. В результате Белаз теперь закупает такую высокотехнологичную сталь в России.
Точный список российских комплектующих, используемых Белазом, нигде не опубликован, но белорусский депутат Владимир Пантихов в интервью газете «Союзное вече» в 2018 году заявил, что
Леонид Васько, заместитель генерального директора «Белаза» по коммерческому импорту и материальной помощи, заявил.
‘Основной поставщик высокотехнологичного оборудования, переданный в 2019-2020 гг. стоимостью 40 000 млн долл. (6,4% от общего рынка в 2020 г.)’. млн), за ним следует «Татэлектромаш» (Набережные Челны): 5% рынка (более 30 000 млн долларов).
Кстати, надо понимать, что «Сибэлектропривод» поставляет «Белазу» электродвигатели. Это одна из самых важных и дорогостоящих систем в гусеничном реверсивном транспортном средстве. Двигатель составляет до 20% от стоимости «Белаза».
В целом, доля российских комплектующих в белорусских грузовых деструктивных автомобилях оценивается почти в 60%, что является «средним по больнице». В разных моделях, конечно, эта доля варьируется, в некоторых достигает 80%.
Дело в том, что этот процент существенно размывается за счет применения на наиболее мощных моделях импортных двигателей, в основном Kamin, MTU и Liebherr.
Не буду скрывать, самый мощный дизельный двигатель в России — ЯМЗ 845.10 (устанавливается на Белаз-7555 грузоподъемностью 55-60 тонн). Его мощность составляет 730 л.с. Поэтому для более мощных машин грузоподъемностью 60 тонн и более используются импортные двигатели, такие как ЯМЗ-240М2, ЯМЗ-240НМ2, ЯМЗ-240ПМ2, ЯМЗ-6587, ЯМЗ-653 и другие менее мощные двигатели собственной разработки. В последнее время используются новые Тутаевские двигатели 8541. 10 и 8542. 10.
Однако «Уральский дизель» (входит в Промышленную группу Синара) разработал девять дизельных двигателей серии ДМ-185 мощностью от 1 000 до 4 000 кВт, и один из этих двигателей, 12дм-185а, был испытан с мощностью 1 865 кВт (2 5355а л.с.). с 2018 года испытывается Белаз-7531 (грузоподъемность 240 Т). Его производство планируется начать на заводе «Звезда» (Санкт-Петербург).